Новости проекта

Опубликован I Региональный демографический доклад «Демографическая ситуация и демографическое поведение население Вологодской области»

В докладе анализируется текущая демографическая ситуация в Вологодской области на фоне ее эволюции с 2000 по 2019 год в сравнении со среднероссийскими тенденциями и регионами Северо-Западного федерального округа. Отдельный блок посвящен мерам демографической политики с акцентом на региональный кейс. Представлены региональные данные первой волны уникального всероссийского социологического исследования «Мониторинг демографического самочувствия населения регионов России», выполненного при поддержке Российского научного фонда (проект № 20-18-00256 «Демографическое поведение населения в контексте национальной безопасности России»).
Анализ базируется на официальных данных Федеральной и региональной служб государственной статистики, собственных расчетных показателях, результатах специальных выборочных исследований, материалах научных публикаций.
Доклад предназначен ученым, исследователям, обучающимся и преподавателям, представителям органов власти и некоммерческого сектора, а также всем интересующимся вопросами демографического развития и демографической политики.

Региональный демографический доклад Вологодской области был представлен в сентябре-октябре 2020 года:

23.09.2020 — в Правлении Вологодского регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» (Вологодский областной союз женщин) (Шабуновой А.А.)

21.10.2020 — на Общественном экспертном совете при проектном комитете Вологодской области по направлению «Демография» (Калачиковой О.Н.)

26.10.2020 — XVIII Областном онлайн-форуме клубов молодых семей «Погода в доме» (Шабуновой А.А.)

Коллективом научного проекта были разработаны промежуточные рекомендации по совершенствованию инструментов реализации социально-демографической политики

Проведение исследования, первичны анализ данных эмпирического исследования позволил сформулировать основные положения рекомендаций по совершенствованию инструментов реализации социально-демографической политики.

 Проблема недостаточной эффективности социально-демографической политики кроется в существующих противоречиях интересов социальных институтов, участвующих в ее реализации: экономике нужен прежде всего работник (не обремененный  детьми и семьей), активный потребитель; в обществе повышается ценность  личной свободы и комфортной жизни, одновременно  с этим формируется  запрос на рост рождаемости от государства в условиях нарастающей депопуляции. Эти противоречивые сигналы приводят к вариативности стратегий поведения, нарастанию недовольства и разочарования, инициированной стрессогенностью социальной дезориентации в условиях современной цивилизации.

Основными препятствиями на пути рождения желаемого числа детей по мнению самих респондентов, выступают прежде всего материальные трудности и неуверенность в завтрашнем дне. Причем значимость отдельных  причин   несколько отличается в глазах респондентов различного возраста.

Отсутствие работы в наибольшей степени значимо для молодых респондентов в возрасте до 30 лет, для мужчин в большей степени, чем для женщин. Большая занятость на работе, реализация карьерных устремлений  так же в несколько большей степени мешает иметь детей в молодых возрастах.

Немонетарными мерами, которые могут повысить вероятность рождения ребенка, являются «улучшение качества работы медицинских учреждений» и «более существенное сокращение пенсионного возраста женщинам с несколькими детьми». Все перечисленные меры каждым вторым опрошенным оценены как самые значимые.

Исходя из выявленных тенденций, в частности, динамики рождаемости населения  и репродуктивного поведения, мнений россиян о потребностях в мерах семейной и демографической политики,  целесообразно:

1) Решение жилищной проблемы семей.

В области повышения доступности жилья для семей с детьми – актуально дальнейшее развитие программ льготного ипотечного кредитования и субсидирования, в частности, уникальной региональной ипотечно-накопительной программы жилищных строительных сбережений. Для выполнения ею функции стимуляции рождения детей, ее совершенствование должно быть направлено на большую ориентацию на молодые семьи, ожидающие детей и семьи, имеющие малолетних детей. В рамках программы для этих категорий семей могут быть введены дополнительные поощрительные условия участия.

Стоит продолжить реализацию жилищных программ для молодых семей, предусмотреть снижение кредитного бремени при рождении детей. Проблема приобретения жилья связана с отсутствием первоначального взноса и в последующем сложностями с выплатой ипотеки, особенно, в случае рождения второго ребенка, когда иждивинческая нагрузка на одного работающего становится 1:3. В этой связи материнский капитал почти в 90% случаев направлен на приобретение жилья. Здесь видится два пути: расширение практики жилищных сертификатов для молодой семьи с ребенком (детьми) и работа с финансовыми организациями по разработке и популяризации финансовых продуктов для целевой группы «молодая семья с 1/2/3 детьми», предусматривающими особые условия (сниженная ставка, кредитные каникулы), погашение части долга при рождении третьего ребенка.

Для молодых семей, которые не предполагают брать ипотеку или покупать жилье каким-то иным способом, может быть актуальна следующая форма улучшения жилищных условий. Семье предоставляется жилье на условиях социального найма. На выбор семьи, либо однокомнатная квартира полностью бесплатно, либо двухкомнатная, но тогда вторая комната ежемесячно оплачивается по цене найма у частных лиц однокомнатной квартиры. Жилье предоставляется по договору на два года. Если за это время не рождается ребенок, то семья освобождает квартиру. Если ребенок рождается, то договор продлевается еще на три года. Если за это время не рождается второй ребенок, то семья освобождает квартиру. Если рождается второй ребенок, то договор продлевается еще на три-четыре года. Если за это время не рождается третий ребенок, то семья освобождает квартиру. Если рождается третий ребенок, то семья получает право на бесплатную приватизацию этой квартиры.

2) Профилактика разводов. Необходимо наладить работу социально-психологического сопровождения семей, испытывающих трудности в налаживании отношений, ведении быта, воспитания детей.

Высокий уровень разводимости и слабая защищенность интересов ребенка после развода родителей (алименты недостаточная мера) не позволяет и женщинам планировать рождение более 1 ребенка, т.е. одного ребенка женщина может достойно воспитать и материально обеспечить, но не больше. В этом отношении хороши меры, принимаемые государством в случаях, если жилье куплено в совместную собственность с использованием материнского капитала и иных семейных субсидий (жилье приобретается в совместную собственность детей и родителей). Однако при приобретении жилья в совместную собственность без привлечения государственных средств, после развода собственность делится между родителями, интересы детей не учитываются.

3)  Важное направление в части работы — социальное партнерство между государством и работодателями в области достижения баланса родительства и трудовой деятельности, развитие программ поощрения работодателей (льготное налогообложение, предоставление других льгот), которые проводят политику, дружественную работникам, имеющим несовершеннолетних детей и особенно молодым женщинам, женщинам с малолетними детьми. Возможна разработка мер поощрения работодателей, которые предоставляют своим работникам, прежде всего, женщинам, возможностей гибких форм занятости, дистанционной занятости, удобных для совмещения работы и ухода за детьми.

Использование неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, гибкого графика работы, посменной работы предполагает, что часть рабочего времени (причем, вероятно, не меньше половины его) работник находится по месту работы, а не дома. Кроме того, работа неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, как правило, обусловливает пропорциональное сокращение заработной платы.

Дистанционная форма занятости лишена этих минусов. Для государственных и муниципальных учреждений, организаций и предприятий следует предусмотреть обязательное предоставление работницам с детьми дошкольного возраста возможности дистанционной работы по их желанию, если она допускается исходя из характера производственного процесса и должностных обязанностей работницы. В отношении учреждений, организаций и предприятий других форм собственности можно, видимо, предусмотреть стимулирование работодателей к этому.

В рамках указанного направления требует обратить на себя внимание проблема женщин, работающих в неформальном секторе. Необходимо усиление социальной защищенности этой категории женщин в периоды ожидания, рождения и воспитания ребенка. Исследования показывают, что рождение ребенка или нескольких детей является одним из главных факторов, обусловливающих женскую неформальную занятость[1]. Для них может быть введено новое пособие – пособие по беременности и родам – аналог оплачиваемого дородового и послеродового отпуска, которым пользуются женщины с официальным трудоустройством (минимум 140 дней, 70 – до родов и 70 после родов). Данная мера может выполнять не только функцию социальной защиты, но стимулирования рождения детей – способствовать принятию положительного решения о рождении ребенка (первого или другой очередности) в условиях трудовой деятельности, сопровождающейся экономическими и социальными рисками[2].

4) Создание условий для совмещения обязанностей по воспитанию детей с профессиональной занятостью актуально и для детей школьного возраста, по крайней мере, младшего школьного возраста. Вопросы присмотра за ними в период после окончания уроков тоже могут быть актуальны для родителей. Одной из основных форм помощи им здесь являются группы продленного дня в школе. Акцент в этой мере следует сделать на гарантированную бесплатность. Закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (статья 66, пункт 8) предусматривает возможность оплаты посещения группы продленного дня, но не устанавливает ее обязательности: «… за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке».[3] Платность групп продленного дня может сделать затруднительным посещение их детьми из малообеспеченных семей.

5) Поддержка вовлеченного отцовства. Существует корпоративно-ведомственный опыт выплаты регулярной премии (надбавки к заработной плате) сотрудникам-мужчинам, чьи жены находятся в отпуске по уходу за ребенком. Эффект меры обусловлен не столько реальным вкладом в бюджет семьи, сколько усилением социально-психологической репродуктивной мотивации мужчин.

Введение отпуска по уходу за ребенком для отцов будет способствовать формированию более тесной связи между отцом и детьми (если данный отпуск не будет отцом востребован, то и мать им воспользоваться не сможет). Такие меры могут благоприятно сказаться на формировании гендерного равенства на рынке труда (например, работодатели перестанут отдавать при приеме на работу предпочтение мужчинам, что позволит женщине быть увереннее в себя при планировании времени рождения ребенка).

6) Формирование репродуктивных установок. Нужно усилить информационно-просветительскую компоненту демографической политики. Поиск конкретных механизмов, форм и инструментов лежит в области маркетинга. Определенно можно констатировать эффективность использования в данной деятельности нового образа современной семьи, основанной на любви и свободе выбора, социальной и экономической целесообразности (успешности), семьи как фактора счастья и благополучия, безусловной поддержки и принятия.

Одной из мер демографической политики в отношении формирования у подростков ориентаций на семью детей может быть создание информационно-пропагандистского сайта, посвященного вопросам семьи и ориентированного, прежде всего, на подростков. На сайте, в основном, должны быть рассказы деятелей культуры, шоу-бизнеса, спортсменов и др., являющихся кумирами подростков и молодежи, у которых благополучная семейная жизнь, стабильный брак, несколько детей (обязательно должны быть отсылки на статьи Википедии, содержащие подтверждение продолжительных брачных отношений и наличия двоих или более детей). Стремление подражать своим кумирам может распространяться и на сферу семейной жизни. Кроме того, их позиция в отношении семьи, их обращения к своим фанатам, вероятно, будут иметь на значительную часть подростков большее влияние, чем другие каналы информации и воспитания (включая, родителей, учителей и др.). На сайте должна быть предусмотрена возможность обратной связи, т.е. обращения пользователей к своим кумирам. Кроме того, на сайте также следует разместить информацию по вопросам семейной жизни, которая может быть интересна и полезна подросткам и молодежи.

7) Необходимо  ужесточение законодательства в сфере привлечения отцов (матерей) к ответственности за неуплату алиментов, а также в сфере защиты интересов детей при регулировании имущественных споров в период развода родителе.

8) Пересмотреть основы организации среды жизнедеятельности  — социальной инфраструктуры  — и контроля их соблюдения (норм застройки, размещения объектов социальной инфраструктуры и т.д.) с целью их ориентированности на семью с детьми.

9)  Необходимо усилить работу в  направлении развития сферы семейного досуга для обеспечения возможности совместного участия родителей с разновозрастными детьми в совместной деятельности (культурной, здоровьесберегающей, туристической, рекреационной…).

10) Остаются нереализованными меры поддержки студенческих семей – приоритетность предоставления места в дошкольной образовательной организации для детей родителей-студентов; введение в федеральные образовательные стандарты возможности предоставления свободного графика посещения занятий (не индивидуального плана, что будет встречать противодействие, так как составление индивидуального плана достаточно трудоемкая бюрократическая процедура, связанная с составлением индивидуального учебного плана и т.д.), предоставление социальных услуг студенческим семьям в виде кратковременного присмотра за детьми. Расширение использования дистанционных технологий предоставления образовательных услуг может быть хорошим базисом для обеспечения студенческим семьям свободного графика посещения с использованием электронной образовательной среды. Студенческие семьи – это важный ресурс уменьшения возраста рождения первого ребенка, что повышает вероятность рождения второго и последующих детей у молодой семьи.

11) Использование социального контракта позволяет учесть специфику жизнедеятельности, проблемы, потребности конкретной семьи. В условиях договора могут быть оговорены продолжительность и объем помощи семье в связи с рождением в ней детей той или иной очередности. Социальный контракт является одной из форм адресной помощи семьям. Оказание помощи на основе социального контракта не только обеспечивает ее адресность, но и стимулирует семьи к большей активности в решении проблем своей семьи, создавая, по сути дела, определенные стартовые условия для этого.

12)  Ключевым звеном в определении потребности семьи в тех или иных видах помощи и организации оказания ей этой помощи являются учреждения социального обслуживания семьи и детей, специалисты по социальной работе.

Целесообразно предусмотреть создание баз данных по семьям, обращающимся в Центры социальной помощи семье и детям и другие учреждения социального обслуживания (на основе анкетирования на добровольной основе), включающих информацию о потребности в тех или видах помощи (бытовая, психологическая, правовая, материальная, помощь в изменении жилищных условий, в трудоустройстве и др.), а также о репродуктивных намерениях.

Использование этих баз данных и совершенствование на их основе работы специалистов по социальной работе с семьей будет способствовать выявлению семей, потенциально готовых к рождению еще одного или нескольких детей, определению условий, которые могли бы способствовать принятию решения о рождении ребенка, оказанию помощи в создании семьям этих условий.

Самосохранительное поведение

Основные направления действий государств для улучшения здоровья населения определены рядом международных, континентальных стратегий.  Основная тенденция последних десятилетий – комплексный подход к вопросам здоровья, действия по объединению усилий всех институтов общества. Одновременно рассматриваются влияние и возможности развития системы здравоохранения, среды обитания, самосохранительного поведения.

1) Современное видение задач в сфере здоровья на международном уровне направлено на расширение понимания, что хорошее здоровье людей выгодно всем секторам и всему обществу, на понимание взаимозависимости уровня здоровья с доступностью образования, полноценным трудоустройством, условиями жизни и уровнем дохода.[4] Без решения данных условий сложно добиться качественных изменений        в ситуации с состоянием здоровья населения и его преждевременной смертностью. Уменьшение социального неравенства относят к наиболее сильным факторам оздоровления населения.

2) Еще один современный подход — профилактика на всех этапах жизни, которая рассматривается как основной оздоровительный потенциал.[5] Ведущая роль здесь отдается системе здравоохранения. Необходимо усилить действия по полноте охвата населения плановыми диспансеризациями, обеспечить широкое информирование населения. Активировать работу центров профилактики, в том числе по снижению распространения рисков неинфекционных заболеваний. Расширить использование вех видов пропагандистских и образовательных мер.

3) Большая проблема заключается в репликации нездорового образа жизни в семьях от родителей к детям. Ключевая проблема – низкая физическая активность, вредные привычки, как деструктивная практика преодоления стресса.

Необходимо расширять работу со всеми членами семьи, включая  мотивационно-обучающую деятельность и создание соответствующей инфраструктуры. Причем речь не обязательно о строительстве спортивных объектов, а об оформлении каналов информации о доступности имеющихся видов семейного досуга, которым можно доверять. Здесь видится потенциал НКО, привлекающих специалистов и опирающихся на активную часть населения. Важно, чтобы все члены семьи были вовлечены в изменение поведения, включали в повседневные практики здоровьесберегающие. Как один из инструментов – спортивный туризм, когда в программу отдыха включен набор активностей для поддержания физической формы.

Миграционное поведение

Для сегодняшней действительности очевидно, если в территории будут созданы условия для создания семьи и рождения детей, вероятность миграционного оттока населения будет снижаться.

1)Необходимо развивать транспортную инфраструктуру региона. Равное положение районов в сфере транспортной доступности позволит осуществлять их равномерное развитие. Нужно усиливать коммуникацию жителей удаленных районов со столицей и районными центрами. Это необходимо для решения многих задач: учеба, работа, бизнес, медицинские услуги, покупки и т.д.

2)В сфере развития инфраструктуры стоит обратить внимание на обеспечение коммунальными коммуникациями. Базовые удобства в сельской местности, которые необходимы местным жителям для комфортного проживания позволят улучшить условия жизни в селе для местных молодых людей и других приезжих жителей (в том числе для вахтовых работников и маятниковых мигрантов), которые строят дома на новых участках и улицах того или иного населенного пункта.

3) Безопасность жизни в регионе также оказывает влияние на потенциал миграции и миграционные настроения местного населения. Снижение уровня преступности, коррупции, безопасности на дорогах, травмоопасности и вредности труда, а также улучшение качества медицины позволит повысить в целом уровень и качество жизни.

4). Временные образовательные мигранты (абитуриенты, студенты, аспиранты и др.) вносят весомый вклад в миграционный прирост / убыль населения региона. Необходимо создавать бюджетные места не только в вузах, но и в ссузах. Повышение возможностей для студенческих обменов и других форм образовательной и научной коммуникации увеличит привлекательность профессиональных образовательных учреждений.


[1] Бурханова Ф.Б., Асадуллина Г.Р., Садретдинова Э.В., Сизоненко З.Л., Шаяхметова Р.Р. Неформальная занятость женщин: фактор детей //Благополучная семья – основа счастливого образа жизни: Сб. ст. Всероссийской науч.-практ. конф. (г.Уфа, 17-18 мая 2018 г.) / отв.ред. Б.С. Галимов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. – С.47-54.

[2] Такая мера может быть актуальна примерно для 60-64тысяч женщин в возрасте 25-34 лет, занятых в Башкортостане в неформальном секторе экономики. Ее получателями будут являться и те женщины, которые работают в формальном секторе, но имеют неформальную занятость. Научно обоснованных оценок численности этой категории работниц, не имеется. Расчет сделан на основании данных статистических обследований, приведенных для 2017 года: Баймурзина Г.Р. Структурно-количественный анализ женской занятости в неформальном секторе экономики Республики Башкортостан// Работающая женщина: возможности профессиональной реализации vs дискриминационные практики (опыт постсоветского пространства): сборник материалов Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И.В.Фроловой. – Уфа: Мир печати, 2018. С.91-95.

[3] См. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/66c0c83e63d34f08870033f56479217971de7ae4/

[4] Доклад «Здоровье 2020: Основы европейской политики и стратегии для XXI века». Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро. 2013г.

[5] Курс на оздоровление. Европейская стратегия профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями. Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро. 2006 г.

Коллективом научного проекта разработана Концепция (модель) проведения мониторинга действующих законодательных актов, программных документов, направленных на реализацию мер демографической политики в субъектах Российской Федерации

Мониторинг, как исследовательский инструмент, обеспечивает сбор аналитической информации для выполнения эффективных управленческих действий по заранее определенным для исследования  показателям.

Под мониторингом действующих законодательных актов, программных документов, направленных на реализацию мер демографической политики в субъектах Российской Федерации можно понимать специально организованную и постоянно действующую систему сбора, хранения и анализа  количественных и качественных показателей с целью  оценки  эффективности реализации региональных мер демографической политики, перспектив ее развития, используемых при принятии управленческих решений  и выработке рекомендаций по развитию демографической политики.

Объект мониторинга — действующие законодательные акты, программные документы, направленные  на реализацию мер демографической политики в субъектах Российской Федерации

Предмет мониторинга – меры демографической политики, содержащиеся в действующих законодательных актах, программных документах субъектов Российской Федерации; затраты на их реализацию (объем финансирования); критерии (показатели) эффективности (результативности) данных мер, содержащиеся в тексте законодательных актов, программных документов.

Цель мониторинга региональной демографической политики – оценка результативности реализуемых в субъектах Российской Федерации региональных мер демографической политики, обоснование предложений по их совершенствованию и целесообразности реализации на федеральном уровне.

Задачи:

– формирование модели, включающей алгоритм анализа региональных мер демографической политики в режиме мониторинга;

– систематизация действующих законодательных актов и программных документов, направленных на реализацию мер демографической политики в субъектах Российской Федерации;

– разработка методологии и методики, выбор наиболее адекватных статистических и социологических показателей (индикаторов) для мониторинга анализа и оценки результативности региональных мер демографической политики;

– анализ и оценка результативности региональных мер демографической политики;

– выявление релевантности реализуемой демографической политики особенностям текущей демографической ситуации и потребностям различных социально-демографических групп населения, тенденциям демографического поведения;

– определение желательных и возможных дополнительных направлений и мер демографической политики в субъектах Российской Федерации;

– обоснование предложений по реализации креативных результативных региональных мер демографической политики на федеральном уровне.

Источники информации для проведения мониторинга:

— данные о принятых и действующих законодательных актах, программных документах  субъектов Российской Федерации (в частности, опубликованные на сайтах информационно-правовых систем «Гарант», «Консультант», а так же на сайтах органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации

— официальные статистические данные, характеризующие демографическую и социально-экономическую ситуацию в субъектах Российской Федерации, размещенные на сайте Росстата (www/gks.ru), а так же Единой межведомственной информационной статистической системе (ЕМИСС).

Важнейшими требованиями к  информации, выступающей основой для проведения мониторинга, являются:

  • объективность – полученные результаты должны отражать реальное  состояние дел в сфере реализации законодательных актов;
  • полнота – источники  информации должны  дать возможность оценивать результативность выполнения мероприятий в рамках законодательных актов ;
  •  достаточность  —  объем  информации  должен  соответствовать  целям мониторинга и быть достаточным для  принятия решения о результативности/нерезультативности выполнения законодательного акта;
  •  структурированность  — информация, полученная  из различных источников, должна  быть систематизирована с учетом  качества источников информации и запросов на отражение результатов деятельности в рамках различных аспектов демографической ситуации;
  •   оперативность (своевременность) —  информация должна иметь актуальную ценность, давать возможность проводить  по возможности ежегодную оценку;
  • доступность —  наличие информации в свободном доступе или в материалах мониторингового исследования «Демографическое самочувствие России», позволяющей проводить анализ результативности и принимать управленческие решения.

В ходе проведения мониторинга используются  две группы  показателей:

  • количественные (сбор и анализ данных статистического характера – текущего статистического учета, переписей и микропереписей населения);
  •  качественные (сбор и анализ данных, отражающих спектр мнений, суждений представителей целевых групп, полученных в результате мониторингового исследования «Демографическое самочувствие России»).

Основными  компонентами мониторинга  являются:

  1. сбор информации о законодательных актах, программных документов, направленных на реализацию мер демографической политики в субъектах Российской Федерации, который представляет собой  активный, планомерный и целенаправленный  процесс сбора данных, позволяющих проводить наблюдение за реализацией демографической политики в субъектах Российской Федерации, ее спецификой.;
  2. выделение и качественный анализ мер и факторов, отраженных в законодательных актах и программных документах, которые предположительно могут оказывать влияние на изменение демографической ситуации в регионе;  
  3. в ходе мониторинга действующих региональных актов оценивается:

1 – действенность, проработанность самого законодательного акта;

2 – эффективность реализации мер, являющихся предметом регулирования законодательного акта.

  • оценка логичности, проработанности законодательного акта и предлагаемых для реализации мер оценивается на основе следующих критериев:
  • нацеленность мер на конечный результат, взаимосвязь между предлагаемыми мерами и результатом;
  • создание новых услуг для целевых групп, развитие инфраструктуры;
  • расширение охвата целевой группы уже существующими услугами;
  • достижение в результате реализации мероприятий длительного эффекта, период реализации мер, обеспеченность финансированием.
  • оценка эффективности, результативности принятых мер в контексте каждого конкретного законодательного акта, программы проводится на основе  прежде всего те показателей, индикаторов, которые прописаны в тексте документа и позволяют оценить  именно их результативность.
  • обработка и интерпретация полученных данных; 
  • оценка результативности реализации демографической политики разрезе регионов России, выявление инноваций  и наиболее популярных мер, тенденций в стратегии региональной демографической политики;
  • выявление и анализ противоречий и недостатков в реализации мер демографической политики,   исследование причин и факторов, приведших к такой ситуации;
  • разработка предложений, направленных на корректировку и совершенствование  стратегии и механизмов реализации региональной демографической политики.
Результативность мер демографической политики

Критерии оценки результативности демографической политики основываются на сравнении тех или иных демографических параметров и их трендов, которые складываются под влиянием проводимой демографической политики, с теми, которые имели бы место при ее отсутствии.

При этом ключевой задачей является именно выделение влияния демографической политики на фоне возможного воздействия других факторов. Оно может осуществляться, главным образом, по трем основаниям:

– существенное изменение в динамике демографических процессов, синхронное реализации демографической политики;

– дифференциация в изменении динамики демографических процессов, проявляющаяся в существенно более позитивной динамике тех параметров, на динамику которых, прежде всего, ориентирована реализация тех или иных мер демографической политики (например, дифференциация в динамике показателей рождаемости по очередности рождения или дифференциация в динамике показателей смертности и продолжительности жизни по причинам смерти);

– различия в демографическом поведении пользователей теми или иными мерами демографической политики и тех, кто имеет аналогичные социально-демографические характеристики, но этими мерами не пользуется (так называемая, контрольная группа).

Кроме того, влияние мер демографической политики, реализуемых не во всех регионах, может быть выявлено на основе межрегиональных сравнений в изменении динамики демографических процессов (при элиминировании влияния других факторов, способных вызвать межрегиональную дифференциацию в динамике демографических процессов).

 
Показатели (индикаторы) мониторинга действующих законодательных актов, программных документов, направленных на реализацию мер демографической политики в субъектах Российской Федерации 

В качестве статистической информации для оценки результативности демографической политики можно использовать как данные текущего статистического учета, так и результаты переписей населения.

В качестве примера можно предложить следующие показатели:

Численность и структура населения

Численность населения на конец года (тыс. человек)

Темпы прироста (убыли) численности населения (%)

Коэффициент депопуляции

Коэффициент естественного прироста (убыли) (на 1 тыс. чел. населения)

Доля населения моложе трудоспособного возраста (в %; на начало года)

Доля населения трудоспособного возраста (в %; на начало года)

Доля населения старше трудоспособного возраста (в %; на начало года)

Коэффициент общей демографической нагрузки на трудоспособное население (лиц нетрудоспособного возраста на 1 тыс. чел. трудоспособного возраста)

Коэффициент демографической нагрузки пожилыми на трудоспособное население (лиц старше трудоспособного возраста на 1 тыс. чел. трудоспособного возраста)

Коэффициент демографической нагрузки детьми на трудоспособное население (лиц младше трудоспособного возраста на 1 тыс. чел. трудоспособного возраста)

Соотношение мужчин и женщин (женщин на 1000 мужчин)

Соотношение мужчин и женщин репродуктивного возраста (женщин на 1000 мужчин; 15-49 лет)

Средний возраст населения (лет)

Брачность, рождаемость и семья

Общий коэффициент брачности

Общий коэффициент разводимости

Средний возраст вступления в брак

Брачная структура населения

Семейная структура населения

Доля родившихся вне брака, %

Общий коэффициент рождаемости (родившихся на 1 тыс. чел. населения)

Суммарный коэффициент рождаемости (ед.)

Нетто-коэффициент воспроизводства

Число абортов на 1 тыс. женщин репродуктивного возраста (15-49 лет)

Число абортов на 100 родов

Возрастные коэффициенты рождаемости

Средние числа рожденных детей, в т.ч. первые, вторые, третьи в реальных поколениях

Средний возраст матери при рождении ребенка

Заболеваемость, смертность и самосохранительное поведение

Общий коэффициент смертности (умерших на 1 тыс. чел. населения)

Коэффициент смертности трудоспособного населения (на 100 тыс. чел. населения соотв. возраста)

Коэффициент смертности населения от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. чел. населения)

Коэффициент смертности населения от новообразований (на 100 тыс. чел. населения)

Коэффициент смертности населения от внешних причин (на 100 тыс. чел. населения)

Коэффициент смертности населения от болезней органов пищеварения (на 100 тыс. чел. населения)

Коэффициент смертности населения от болезней органов дыхания (на 100 тыс. чел. населения)

Коэффициент смертности населения от инфекционных и паразитарных заболеваний (на 100 тыс. чел. населения)

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении  ОПЖ (оба пола) (лет)

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении ОПЖ (мужчины) (лет)

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении ОПЖ  (женщины) (лет)

Коэффициент младенческой смертности (умерших в возрасте до 1 года на 1 тыс. живорожденных)

Коэффициент материнской смертности (умерших на 100 тыс. живорожденных)

Заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения

Число лиц с впервые установленным диагнозом инвалидности

Коэффициент смертности трудоспособного населения от внешних причин смерти

Численность детей-инвалидов в возрасте 0-14 лет

Заболеваемость населения (число новых случаев на 1000 чел. нас.)

Потери ОПЖ по причинам смерти.

Потери ОПЖ по возрастам.

Миграционная мобильность

Доля иностранных мигрантов в общей численности прибывших (в % от общего числа прибывших)

Число прибывших

Число выбывших

Миграционный прирост населения, в том числе по полу и возрасту

Миграционный оборот

Коэффициент миграционного прироста (убыли) (на 10 тыс. чел. населения)

В качестве социологической информации, позволяющей оценить результативность мер демографической политики со стороны целевых групп, могут быть использованы показатели, собираемые в ходе мониторингового исследования «Демографическое самочувствие России», например:

Оценка экономического положения семьи

Оценка жилищных условий

Жизненные ценности

Место семьи в системе ценностей

Характеристика образа  жизни

Характер взаимоотношений в семье, межпоколенных взаимоотношений

Отношение к моделям семьи и брака

Идеальная модель семьи

Желаемое число детей

Ожидаемое число детей

Помехи к рождению детей

Причины откладывания рождения

Протогенетический и интергенетические интервалы

Линии репродуктивного поведения

Возраст при рождении детей каждой очередности

Мотивы рождения детей

Самооценка состояния репродуктивного здоровья

Отношение к новым репродуктивным технологиям

Возраст при вступлении в брак

Отношение к регистрации брака

Миграционная подвижность

Перспективы миграции

Факторы миграции

Оценка состояния здоровья

Мотивы здорового образа жизни

Распространенность долголетия

Мотивы долголетия

Характеристики самосохранительного поведения

Значимость семейной и демографической политики

Оценка значимости мер демографической политики

Оценка эффективности  демографической политики

Перспективные направления  демографической политики

Оценка влияния семейной и демографической политики на принятие решений в сфере репродуктивного поведения

Результат мониторинга:

–  формирование систематизированной базы данных действующих законодательных актов и программных документов, направленных на реализацию мер демографической политики в субъектах Российской Федерации;

– формирование системы статистических и социологических показателей (индикаторов) для мониторинга анализа и оценки результативности региональных мер демографической политики;

–оценка результативности региональных мер демографической политики;

– выявление релевантности реализуемой демографической политики особенностям текущей демографической ситуации и потребностям различных социально-демографических групп населения, тенденциям демографического поведения;

– определение желательных и возможных дополнительных направлений и мер демографической политики в субъектах Российской Федерации;

– формирование  предложений по реализации креативных результативных региональных мер демографической политики на федеральном уровне.